ГБУ ОО ЗО "Осипенковская СОШ" Бердянского района
  • Школьный психолог

    Школьный психолог: кто это?

    Школьный психолог — это специалист, который оказывает поддержку ученикам, родителям и учителям. Он обеспечивает психологическое благополучие и гармоничное развитие детей, помогает в решении личных проблем и разрешении конфликтов, содействует социальной адаптации и успешному обучению.

    Основные задачи школьного психолога

    Работа психолога заключается не только в том, чтобы проводить тесты в начале года. У него ещё есть широкий круг задач.

    Диагностика — те самые знаменитые тесты. Но диагностика бывает плановой и внеплановой — проводится по запросу родителя или ученика. Обычно психолог мониторит трудности, мешающие обучению или здоровой коммуникации в коллективе, и помогает педагогам или учащимся. Ещё диагностика позволяет увидеть динамику в психологическом состоянии учеников, отследить таким образом эффективность уже проведённой работы.

    Консультирование — индивидуальная или групповая работа, направленная на поддержку в решении учебных и личных трудностей. За помощью могут обращаться не только ученики и родители, но и учителя.

    Содействие адаптации — диагностика того, как проходит адаптация, развивающие занятия, способствующие облегчению адаптации, просветительские мероприятия, позволяющие родителям и учителям качественнее помогать детям в период адаптации. Традиционно сопровождается процесс адаптации к 1-му классу, переход в 5-й и 10-й классы.

    Психокоррекция — направление на изменение и улучшение психологического состояния, поведения учащихся с помощью специализированных методов и техник. Часто используются игровые и арт-терапевтические методы, занятия проходят в приятной обстановке и обычно нравятся детям, так как не похожи на привычные уроки. Целью психокоррекционной работы может быть стабилизация психологического состояния, работа с мотивацией и волевой сферой, работа над привычными поведенческими стратегиями, мешающими в жизни и обучении. 

    Организация тренингов и мастер-классов — сюда можно включить психологическую помощь учащимся, обучение разнонаправленным навыкам, необходимым для участников образовательного процесса. Например, для учеников — как научиться справляться с тревогой; для родителей — тренировка навыков эффективной коммуникации в воспитании подростка; для преподавателей — стратегии укрепления классного коллектива младших подростков.

    Просвещение — мероприятия, направленные на популяризацию психологических знаний для учеников, родителей и педагогов. Формы работы могут быть разными: начиная от составления и распространения информационных листовок, заканчивая проведением открытых уроков, родительских собраний и круглых столов.

    Профилактика — меры, направленные на предотвращение или уменьшение влияния негативных факторов на участников образовательного процесса. 

    С какими темами можно обращаться к школьному психологу 

    Начальная школа

    • Мотивация — ребёнок не хочет учиться, неинтересно. Домашнюю работу делает, когда родитель сидит рядом. 
    • Коммуникация — нет друзей, плохо находит контакт с незнакомыми. По факту у ребёнка практически нет общения.
    • Тревожность — страх, что не получится. В 1−2-м классах дети часто отвлекаются на уроке, не могут высидеть весь урок и начинают играть.

    Средние классы

    • Проблемы в учебных процессах — трудности с учебной мотивацией или школьной адаптацией.
    • Поведенческие проблемы — агрессия и нарушение дисциплины.
    • Эмоциональные проблемы — стресс, тревога, неадекватная самооценка или личные переживания.
    • Проблемы в семье — конфликты с родителями или братьями и сёстрами, развод родителей.
    • Проблемы социализации — трудности при взаимодействии со сверстниками или в построении отношений с другими людьми.
    • Поддержка в сложных ситуациях — потеря близкого человека, кризисные ситуации или новые жизненные обстоятельства.
    • Тревожность — в 5-м классе массово снижается мотивация.

    Старшие классы

    • Учебная мотивация — не может заставить себя учиться или не видит в этом смысла.
    • Тревожность — не складывается общение со сверстниками или родителями.
    • Последствия буллинга — страх или замкнутость.
    • Апатия — ничего не хочется.
    • Непонимание себя — «какой я, в чём мои цели, интересы и ценности».

    Сигналы, что ребёнку нужна помощь психолога

    Резкое изменение поведения или успеваемости может указывать на трудности, в том числе психологические. Изменения должны быть поводом для особого внимания к состоянию ребёнка со стороны родителей. Вопросы успеваемости и учебной мотивации часто могут быть связаны с внутренними переживаниями или конфликтами с учителем или сверстниками. Психолог может помочь разобраться в истинных причинах. 

    Проблемы со сном или аппетитом могут быть симптомами нарушений в работе организма. В первую очередь при подобных проявлениях необходимо обратиться к врачу. Если физические причины не обнаружены, то обращение за помощью к психологу поможет определить психологические причины изменений.

    Повышенная тревожность, страхи или апатия ухудшают качество жизни ребёнка и негативно влияют на процесс его развития. Вовремя обратившись к психологу, можно помочь ребёнку справиться с трудностями или сгладить негативные последствия их воздействия. 

    Заявление ребёнка о том, что ему нужна помощь, становится индикатором состояния детско-родительских отношений. Если ребёнок готов, не боится просить помощи у родных, значит, существует достаточный для этого уровень доверия. В некоторых случаях родителям может быть трудно понять, как справиться со сложившимися обстоятельствами, какие слова подобрать и какую стратегию поведения выбрать. Тут поможет школьный психолог, с которым может встретиться как сам ребёнок, так и родители.

    Как проходит консультация у школьного психолога

    Под консультацией школьного психолога чаще подразумевается индивидуальный формат. Но в некоторых случаях для охвата большего количества учеников или родителей, столкнувшихся с похожими трудностями, может применяться групповая форма работы.

    Индивидуальные психологические консультации

    Рассмотрим классическую последовательность действий при обращении к школьному психологу.

    Шаг 1. Знакомство с родителем. Часть встречи, где психолог больше слушает, чем говорит. На этом этапе специалист старается понять проблему так, как её видит родитель, прояснить важные для понимания ситуации моменты, уточнить запрос — какие ожидания есть у родителя и какой результат он хотел бы увидеть. Оговариваются дальнейшие действия с ребёнком — знакомство, диагностика, донесение принципов конфиденциальности в психологической работе.

    Шаг 2. Знакомство с ребёнком. Психолог стремится найти контакт и увидеть проблему глазами ребёнка. Иногда на этом этапе проводят психологическую диагностику или беседу. Тут всё зависит от характера запроса, количества располагаемого времени и самого ребёнка. Диагностика бывает разной, в зависимости от ситуации и возраста ребёнка: это могут быть рисуночные тесты, классические опросники, сказки или игры.

    Шаг 3. Беседа с родителями. Здесь планируют следующие шаги и оговаривают необходимость в продолжении работы и её формат. Специалист может дать предварительные рекомендации для начала работы со сложившейся ситуацией и обратную связь о возможных причинах возникновения трудностей. 

    Шаг 4. Последующая работа с ребёнком и семьёй. Психолог взаимодействует с ребёнком, иногда приглашает родителей для более эффективной работы и закрепления результатов дома, отслеживает динамику.

    В зависимости от возраста ребёнка консультации могут выглядеть по-разному. С детьми младшего школьного возраста это скорее игры, сказки, рисование. К подростковому возрасту появляется больше диалогового формата, упражнения становятся сложнее, встречи меньше напоминают игру, но остаются интересными и вовлекающими.

    Групповые психологические консультации

    Могут проводиться в разной форме. Чаще выглядят как тематические встречи или занятия с психологом, где обсуждаются, проигрываются и отрабатываются основные трудности, характерные для участников группы.

    Иногда это может быть работа с проблемным классом, с детьми, попавшими в группу риска по какому-то признаку, адаптационные мероприятия или добровольные развивающие встречи, больше напоминающие классический кружок. Родитель может попросить обратную связь у педагога-психолога, чтобы узнать, есть ли положительная динамика.

    Документ
    Регистрационный №
    и дата
    Серия и №
    Дата окончания
    срока действия

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике